В ноябре 2020 к нам обратились представители компании «Бензот». Они искали альтернативного поставщика программного обеспечения для электронных кассиров на своих роботизированных АЗС. Наша компания работает на этом рынке с 2012 года, и у нас большой опыт использования оборудования разной сложности, так что мы быстро нашли общий язык. Проект получился непростой, необходимо было не только организовать прием оплаты на АЗС и функционирование распределенной сети автозаправок, но и работать с топливо раздаточными комплексами (ТРК) и уровнемерами. Пилотный образец нам удалось запустить в конце января 2021 года, а клиентам АЗС самообслуживания с нашим программным обеспечением начали поступать в марте. На текущий момент работает уже 6 роботизированных АЗС с нашими электронными кассирами.
Подобные комплексы устанавливаются в местах, где содержание больших бензоколонок не оправдано и выезд туда техника может занимать достаточно много времени. Поэтому при разработке системы самообслуживания требовалось минимизировать простои АЗС самообслуживания при проблемах с оборудованием. Если не работает эквайринг, должна быть возможность оплатить наличными. Если и с купюроприемником проблемы — можно использовать чеки возврата. Не получается распечатать фискальный чек — нужно отправить его на телефон или email. Не отвечает сервер — все операции сохраняются и будут синхронизированы, когда связь восстановится. Одним словом, заправка должна работать практически всегда, а техник должен выезжать на место только для пополнения резервуаров топливом. Как показала практика, нам удалось добиться хорошей отказоустойчивости. Единственный момент за месяц работы, когда одна из автозаправок не отпускала топливо, был связан с отключением электричества. С подобными неприятностями ничего поделать нельзя, ИБП установленными на АЗС недостаточно, чтобы питать еще и насос, подключенный к ТРК.
В проекте не предусмотрена возможность выдачи сдачи, поскольку обслуживание диспенсеров создает дополнительную нагрузку на владельцев заправок. Если клиент внес сумму больше необходимой, либо по каким-то причинам не смог получить все оплаченное топливо, ему выдастся так называемый «чек возврата», который можно будет использовать при следующих операциях. Бензот в своих проектах использует два типа топливо раздаточных комплексов «Топаз» и «Ливенка». Для каждого из них был разработан интеграционный модуль. Интересно, что тестовый полигон для ТРК «Ливенка» сделан в виде «ядерного чемоданчика» и, хотя протокол у него не такой прозрачный, как у ТРК «Топаз», всем в нашем офисе работать с ним очень понравилось. Контроль за количеством топлива осуществляется как математически, так и с помощь уровнемера Omnicom LLS. За регистрацию продаж отвечает Казначей ФА, несомненным плюсом которого является возможность работы без принтера.
Общая схема работы системы следующая: клиент подъезжает к АЗС. При наличии нескольких видов топлива – выбирает интересующий. Определяется со способами оплаты: наличные, карты, чеки возврата. Указывает сумму, на которую он хочет приобрести топливо или интересующий его объем. На этом же этапе клиент может применить скидочную карту или чеки возврата (данный функционал работает только при наличии связи с центральным сервером системы). Пользователю выдается чек и, если пистолет снят с колонки и установлен в бензобак, инициируется процесс заправки. Если все прошло штатно, то электронный кассир попросит вернуть пистолет на место. Если что-то пошло не так, либо пользователю необходимо выдать сдачу – будет напечатан чек возврата. Все операции сопровождаются голосовыми пояснениями.
Для операторов заправок реализован специальный интерфейс, доступный с экрана терминала, в котором они могут тестировать оборудование, взаимодействовать с ТРК и уровнемером, изменять уровень топлива в резервуаре и выполнять прочие технические операции.
Владельцы заправок используют центральный сервер для организации работы сети роботизированных АЗС. На нем они могу выполнять различные операции, например:
– просматривать сводную информацию по терминалам и операциям с возможностью детализации и выгрузки данных.
– управлять терминалами и операторами. Для терминала можно изменять настройки чека, просматривать операции и уведомления о проблемах, возникающих на нем. Задавать параметры бака и изменять базовую стоимость топлива и правила ее изменения в зависимости от объемов.
– задавать скидочные карты и управлять чеками возврата.
С личным кабинетом владельца можно работать со смартфона, что позволяет в любом месте быть в курсе состояния сети своих заправок.
Проект только стартовал, но на некоторых точках были проведены уже сотни операций. Еще несколько АЗС в настоящее время собираются или уже направляются к своим владельцам. У нас большие планы по сотрудничеству с компанией Бензот. Мы будем как развивать существующий функционал, так и добавлять новые возможности, например, получение сообщений о проблемах и состоянии АЗС в Telegram, внедрение системы лояльности, организация работы с топливными картами и так далее.
Если вас заинтересовала возможность приобретения собственной роботизированной АЗС и все, что с этим связано, обязательно посетите сайт компании Бензот. Если же вас интересуют возможности автоматизации процессов продажи товаров и услуг с использованием электронных кассиров, звоните +7 (499) 755-9864 или пишите на info@urbansoftware.ru.